?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

микробиология

Выявить срок годности это обязательная практика для любого производителя. Как только новая формула ушла на производство первой изготавливается опытная партию - в заводских условиях (а они отличаются от лабораторных) она составит 50-100кг и частично будет используется для тестов на стабильность.
Образцы размещают в различных экологических условиях -4С, 22С и 40С. Продукт остается на испытании в течении 12-24 недель, все время они на контроле для того чтобы определить, что такие вещи как рН, внешний вид, запах, вязкость, реология и вес не меняются в допустимых значениях. Так же существуют тесты замораживания/оттаивания и «катание» на центрифуге, применяются если продукт содержит какие-то частицы или представляет собой эмульсию – это имитирует силы, воздействующие при перевозках. На самом деле все это очень интересно и может привести к неожиданным результатам. Такие тесты позволяют спрогнозировать срок годности - 12-ти недельный протокол позволяет сделать прогноз на 1год, а 24х недельный на 2 года.
Вот так тестируют в лаборатории
тестирование образцов лаба
А вот так все происходит «в реальности»
хранение образцов склад

Законодательная база разнится, я работала с ЕС и США.
В США образцы могут тестироваться и при более высоких температурах 50С, 45С и 35С и учитывать воздействие солнечного света (кстати, этот тест стоит приличных денег и многие бренды его не проводят, а просто выбирают уф-защитную упаковку). Стандартное время 2 недели, 4 недели, 8 недель, 12, 26 и 52 недели (если востребовано, в основном для лекарств).
8 недель при 45С = 1год стабильности (предварительно)
4 недели  - смотрят запах
8 недель – предварительное заключение
12 недель – полное заключение
30 месяцев является эталоном стабильности в ЕС для косметического продукта. Владелец бренда должен подтвердить это тестовым протоколом, который показывает стабильность в режиме «реального времени», т.е буквально каждый день в течении 30 месяцев мониторится состояние продукта и ведется журнал.
Собственно эта информация доносится до покупателя на этикетке двумя способами:

  • Отображается дата изготовления или/и номер партии + срок годности

  • Дата изготовления и/или номер партии + «период после открытия» (это актуально только для продуктов прошедших планку в 30 месяцев)

Нашла такой символ и на наших упаковках ОАО Свобода
крем этикетка

И Нивея с номером батча
этикетка крем 1

Это требование ЕС, иногда можно встретить на австралийских продуктах. Смысл этого понятен – после открытия вы можете использовать продукт в течении нного количества месяцев, указанных на символе. Проблемы, связанные с этим, тоже понятны – кто соблюдает эти «идеальные» условия хранения? Сколько ваш крем валяется в ванне? И т.д.
Тем не менее существует тест Microbiological Use Test (MUT), т.е тест, позволяющий определить микробиологические риски для некоторых продуктов. Этот тест проводят на этапе разработки продукта, участники тестирования обычно не проинформированы о целях исследования, они не знают о микробиологическом тестировании по возвращении продукта. Обязательно используется та же упаковка, в которую продукт будет упакован при продажах – т.е условия максимально приближены к обычным повседневным. Оговариваются жесткие сроки, например, время после последнего использования и первого теста не должно превышать 72 часа. Ну и конечно вам необходимо иметь как минимум 20 образцов, чтобы обеспечить нормальную оценку. Существует определенный протокол отбора проб, порядка проведения процедур и опроса потребителей. Такой подход идеально подходит для оценки надежности формулы и в чем-то превосходит использующуюся сейчас систему AET, которая полагается на моделируемое загрязнение и не учитывает упаковку продукта, но, к сожалению MUT это более геморройный метод, но потенциал его уже заметили.
Если продукт порошковый, как правило, исследуется количество свободной воды, чтобы доказать что «микробы» не смогут размножаться в течение всего срока годности. Так же проводятся тесты чтобы убедится, что упаковка не позволяет накапливается конденсату. Для помад, и различных базовых покрытий как правило используется еще и тест на совместимость с упаковкой.

Неоткрытый косметический продукт должен спокойно храниться в течении трех лет, исключение составляют органические продукты, которые, как правило, хранятся 1-2 года при невскрытой упаковке. Ретинолсодержащие косметические продукты так же имеют короткий срок хранения, около 1 года.
Довольно наглядный сайт с основными вопросами.

Вот такой вот безопасный косметический мир :-)))

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
mpgannushka
May. 7th, 2014 11:35 am (UTC)
интересно, спасибо)))) задумалась о 30 месяцах - это же как много проходит времени от начала разработки до появления продукта на полках, если только одно тестирование занимает столько времени))))
( 1 comment — Leave a comment )